банковское дело (банк «Русский стандарт»), предприятия формата «фаст-фуд» («Макдональдс»), консалтинг (консалтинговая компания «Москва», консалтинговая группа «Что делать Консалт»), фирмы, проводящие операции с недвижимостью («Инком-недвижимость», центр недвижимости «Город-М»), IT и телекоммуникации (ЗАО «Акадо-столица») и др. Кроме того, именно в этих отраслях, достаточно широко развита система профессиональной подготовки персонала, позволяющая с нуля обучать молодежь без опыта работы или переучивать специалистов другого профиля.
Больше всего на ярмарке были востребованы менеджеры по продажам, страховые агенты, курьеры, агенты по продаже-покупке недвижимости, продавцы, кассиры, сотрудники call-центров – словом, все те специальности, которые являются наиболее востребованными в бизнес сфере Москвы и Московской области.
По наблюдениям работодателей, участвующих в выставке, значительная часть, соискателей, обратившихся к ним в поисках работы – отнюдь не безработные, а просто люди, пожелавшие найти новое применение своим силам. Тот факт, что москвичи и жители Московской области идут на такой риск, показывает, что кризис в сознании москвичей близок к завершению. Многие поняли, что нынешняя ситуация на рынке труда, когда старые отрасли экономики начали интенсивно избавляться от лишних кадров, а новые только начали подниматься, является уникальной возможностью быстро «встроиться» в новые экономические реалии. Особенно хорошо это заметно на примере риэлторов. В аналогичной кризисной ситуации 1998 года, рассказывает риэлтор Марина КЕРМАНОВА, в сферу операций с недвижимостью пришли люди, казалось бы, совершенно далекие от продажи и покупки жилья – педагоги, инженеры, физики-ядерщики. И, тем не менее, за последние 10 лет многие из них сделали прекрасную карьеру и стали высокооплачиваемыми экспертами на рынке недвижимости.
Нынешняя ситуация в экономике столь же уникальна, и определенный риск при смене работы может сторицей окупиться уже в ближайшие годы. Можно, конечно, цепляться за пресловутую стабильность, но, как показывает практика наиболее развитых стран мира, «кто не рискует, то не пьет шампанского».
Роман ФЕДЯИНОВ, рекламное агентство «Профессионал», менеджер по работе с ключевыми клиентами:
Мы хотим предоставить нашим клиентам, в основном работодателям, дополнительную услугу – через участие в таких ярмарках мы даем им возможность привлекать больше соискателей рабочих мест. Наша ярмарка особенно убедительно доказала свою полезность во время кризиса, когда появилось много безработных, и мы внесли свой вклад в их трудоустройство. Аудитория ярмарки смешанная, в основном это молодые люди – студенты и выпускники вузов, а также люди старшего возраста с опытом работы, однако к нам приходят и вполне «бодрые» пенсионеры. Мы стараемся представлять здесь разные вакансии, подходящие всем возрастным категориям. К сожалению, большой проблемой в нашей стране является малая востребованность работодателями лиц пенсионного возраста, и нам очень жаль, что кандидатуры таких активных пенсионеров работодателями зачастую не рассматриваются.
Антон КОКОТОВ, руководитель сектора сортировки и хранения, спортивный гипермаркет «Декатлон»:
У нас есть ряд вакансий, которые мы предлагаем как молодым специалистам и студентам, так и уже имеющим опыт работы кандидатам. От соискателей мы требуем только быть энергичными, жизнерадостными и трудолюбивыми. В принципе, у нас нет особых возрастных предпочтений, но фактически получается, что к нам приходит в основном молодежь. Наша компания и сама по себе молодая, и динамика ее развития достаточно высока, поэтому нам легче «поднимать» уже подготовленных у нас специалистов с нижних должностей, чем набирать «с улицы». У нас есть своя система тренингов, которые наши сотрудники проходят на всем протяжении работы в нашей компании. Вначале они проходят профессиональное обучение, а потом тренинги личных качеств.
Елена КОТОВА, специалист по персоналу, X5 Retail Group: Регион «Северо-Восток», Выхино, Юго-Западный:
В сентябре соискатели всегда проявляют большую активность. На данный момент у меня уже 5–6 человек в резерве, завтра будем их обзванивать. Требования у нас не очень жесткие – возраст от 18 до 55 лет, образование для продавца и кассира не требуется, для повара и пекаря – либо соответствующее образования, либо опыт работы в данной сфере. Продавцов мы берем работу сразу же, обучая на месте, кассиров вначале направляем в учебный центр. Активней всего к нам обращается молодежь и люди пенсионного возраста. Кризис мало повлиял на нашу работу, приток новых кадров держится примерно на одном уровне. В месяц в разных районах Москвы и Московской области у нас открывается по 10 и более магазинов, поэтому новые сотрудники требуются всегда.
Елена ДАНИЛИНА, начальник отдела подбора и оценки персонала ЗАО «Акадо-Столица»:
Мы предлагаем вакансии специалиста по демонтажу оборудования, специалиста абонентской службы, специалиста по координации заказов. Есть вакансии в дирекции по обслуживанию, есть вакансии в дирекции по заказам. Интересующихся нашими предложениями по работе на ярмарке много – мы разговариваем с ними, консультируем, отвечаем на вопросы. Ждем от соискателей заинтересованности и желания работать. Основное требование – высокие коммуникативные качества, дикция, хорошая русская речь, и, безусловно, важным для нас качеством является хороший уровень владения компьютером. У нас телекоммуникационная компания, и тем, кто не является уверенным пользователем, сложно будет влиться в ряды наших сотрудников. Для специалистов абонентской службы и службы координации заказов у нас проводится обучение, которое длится порядка 10 дней. У нас очень плотная и насыщенная обучающая программа, она затрагивает и устройство нашей сети, и оборудования, и стандарты общения с абонентом. Если у кого то нет опыта работы или он решил поменять сферу деятельности, он проходит обучение, по окончании которого сдается зачет и мы заключаем с ним трудовой договор.
Марина КЕРМАНОВА, менеджер по персоналу отделения «Отрадное», корпорация «Инком-недвижимость»:
Мы пришли на ярмарку с замечательной вакансией – агент на вторичный рынок жилья. Вакансия эта по сравнению с другими, предлагаемыми на рынке, очень перспективна, ведь работа с недвижимостью всегда была престижной высокооплачиваемой профессией.
Мы работаем с любыми кандидатами на эту должность – и с опытом работы, и без опыта, лишь бы у человека было желание работать, зарабатывать, повышать свой профессионализм и в конечном итоге вырасти в специалиста высокого уровня с высокими доходами. Наша компания предлагает бесплатное обучение на рабочем месте, располагает собственным учебным центром. Кроме того, у нас хорошо развита система наставничества. Все это позволяет нашим сотрудникам в короткое время стать специалистами высокого уровня. Интенсивность обучения такова, что первую сделку можно провести уже в первые 2–3 месяца и получить материальное вознаграждение. Эта профессия хороша тем, что освоить